Квант      Об  этом сайте

Научно-популярный
физико-математический журнал
«Квант»
(издается с января 1970 года)

МЦНМО
Редакция журнала «Квант»

Сайт создан группой энтузиастов в 2002 году при поддержке тогдашней редколлегии и редакции журнала —
в первую очередь, В.М.Тихомирова и В.А.Тихомировой и одобрении Ю.А.Осипьяна и С.С.Кротова.
C 2010 года сайт стал основным интернет сайтом журнала. С 2012 года сайт перехал на адрес kvant.ras.ru.
C 2002 по 2012 год сайт открывало предисловие В.М.Тихомирова.
C 2012 по 2017 год сайт открывало предисловие А.Л.Семенова.

Нижеследующий текст написан в 2002 году.

Идея представления в Интернете материалов журнала «Квант» настолько витала в воздухе последние годы, что уже многие нынешние школьники и их родители спрашивали нас: «Где можно все это посмотреть?» Большинство участников этого проекта не понаслышке знают многие материалы журнала — мы сами на них росли, и нам безумно жаль, что сегодня почти нет возможности предложить школьникам почитать любимые нами статьи прошлых выпусков.

Проекты, проводимые в последние годы Александром Моисеевичем Шкробом (сайт VIVOS VOCO!) и Михаилом Викторовичем Араповым (журнал «Курьер образования»), замечательно представляли в сети в последние годы текущие выпуски журнала, а проект ""Квант" по кванту" на сайте VIVOS VOCO! положил начало огромной работе по переведению материалов журнала прошлых лет в Интернете.

Наш сайт ставит своей задачей возможно более полное представление прошлого, настоящего и будущего журнала читателям. В ближайших планах — полное выкладывание ВСЕХ номеров журнала за 1970–2002 годы, а также публикация текущих материалов.

Сканирование журнала (за 1970–1986 годы) осуществила компания «Русский курьер», которой мы, пользуясь случаем, выражаем нашу благодарность (отдельное спасибо за понимание и помощь ее руководителю Ивану Петровичу Обыденному).

Дизайн и первая версия этого сайта были созданы и отлаживались на базе технологии XWare (компания «Стек»), мы благодарим за большую помощь и поддержку Сергея Трусова и Павла Плечова.

На первом этапе читателю представляются только графические файлы сравнительно низкого качества — их можно читать с экрана (и довольно быстро качать по сети), но на листе бумаги они будут выглядеть даже хуже, чем выцветшие старые журнальные страницы. Планируется через небольшое время выкладывать параллельно версию для печати — она несомненно будет занимать больше места и медленнее качаться, зато на нее будет приятно посмотреть на бумаге.

Мы будем рады любой помощи заинтересованных людей — работы с материалами журнала предстоит немало. Заранее благодарим также всех тех, кто найдет возможным высказать нам свои замечания, пожелания и предложения.

e-mail kvant@mccme.ru

Команда проекта:
Виталий Арнольд (1968–2017), Иван Ященко, Алексей Кулыгин,
Владимир Гуровиц, Денис Миронов.

С этим предисловием сайт работал в 2002–2012 годах

От редакции
     Первый номер "Кванта" вышел в 1970 году (так что в этом году он справляет свое стотысячелетие в двоичной системе счисления).
     Идею создания журнала высказал Петр Леонидович Капица в 1964 году, и она нашла благодарную почву среди энтузиастов, которые в те годы занимались организацией физико-математических школ-интернатов при крупнейших университетах, всесоюзных олимпиад, летних школ (да и время было исполнено надежд и всеобщего увлечения наукой).
      Возглавили журнал два выдающихся ученых — Исаак Константинович Кикоин и Андрей Николаевич Колмогоров. Так был создан первый в мире научный журнал для школьников, рассчитанный на массового читателя.
      Материалы, накопленные в журнале за эти годы, бесценны. Не раз доводилось спрашивать молодых ученых, многого добившихся в науке, и замечательных учителей: «Что повлияло на выбор профессии?» Ответы почти всегда были одни и те же: Учитель (школьный учитель, сумевший увлечь своим предметом) и «Квант».
      Сейчас старые номера журнала «Квант» практически недоступны читателям. Имеется ничтожное число библиотек, в которых есть полное собрание вышедших журналов. Данный проект призван открыть путь к богатому архиву журнала всем, кто этого пожелает. Хотелось бы выразить надежду на то, что с помощью этого проекта благородный труд создателей «Кванта» обретет новую жизнь в новом веке.
В.М.Тихомиров
заместитель главного редактора журнала «Квант»
август 2002 года

С этим предисловием сайт работал в 2012–2017 годах

Читателям журнала «Квант» XXI века
     Слово «Квант» в сознании многих людей в России и в мире связано с очень хорошими вещами. Это, прежде всего — радость от открытия и узнавания нового, это удовольствие от самостоятельного решения задачи по собственному желанию, а не по заданию учителя, часто — это выбор профессии, жизненного пути, решающая помощь в подготовке к вступительным экзаменам и участию в олимпиаде.
     Такая роль журнала исходно определилась его главными редакторами — выдающимися российскими учеными Исааком Константиновичем Кикоиным и Андреем Николаевичем Колмогоровым, инициатором создания журнала Петром Леонидовичем Капицей. Под флагом первого в мире научного журнала для школьников, рассчитанного на массового читателя, сразу же собрались энтузиасты, с одной стороны — сильные ученые, которым был интересен прямой разговор со школьником, с другой — блестящие педагоги, которым хотелось поделиться своими находками не только со своим классом или кружком.
     В конце XX века главным редактором журнала стал замечательный физик Юрий Андреевич Осипьян, важную роль в продолжении академической традиции журнала в эти годы сыграл профессор физфака МГУ Сергей Сергеевич Кротов. У журнала были непростые времена, но он никогда не переставал выходить. Со своего рождения в 1970 году по сей день (на конец 2012 года) вышло 387 номеров журнала. Сегодня учредители журнала Математический институт РАН (директор — академик В.В. Козлов), Физический институт РАН (директор — академик Г.А. Месяц), вся Российская академия наук считают журнал своим приоритетным делом — окном в будущее для детей России.
     Принципиально новые возможности для журнала сегодня открыл Интернет. На сайте можно найти выпуски журнала за все годы, как и выпуски «Библиотечки «Кванта»» и другую литературу по математике и физике. В то же время мы уверены, что для многих читателей и учителей и школьников и их родителей представляет интерес «бумажный Квант». К тому же в бумажной версии подписчики получают очередной номер немного быстрее, чем он появляется в интернете.

академик Алексей Львович Семенов